Перевод в нежилой фонд.
«Вечные вопросы».В настоящее время, бизнесу, стают интересны обыденные жилые квартиры, расположенные на первых этажах, в целях коммерческого использования данных объектов недвижимости. При всем этом собственнику грядущего «бизнес-помещения» нужно перевести такую квартиру из жилого фонда в нежилой.
В 2005 году
вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №
188-ФЗ. Переводу жилых помещений в нежилой фонд, посвящена отдельная глава. «Глава
3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое
помещение». Согласно Жилищному кодексу для перевода в нежилой фонд квартира
обязана соответствовать определенным требованиям. А именно, перевод жилого
помещения в нежилое помещение не допускается - ежели доступ к переводимому
помещению неосуществим без использования помещений, обеспечивающих доступ к
жилым помещениям, либо отсутствует техническая возможность оборудовать таковой
доступ к данному помещению. Ежели переводимое помещение является частью жилого
помещения, или употребляется собственником данного помещения либо другим
гражданином в качестве места неизменного проживания, также ежели право
принадлежности на переводимое помещение обременено правами каких-то лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается лишь в
вариантах, ежели таковая квартира размещена на первом этаже указанного дома
либо выше первого этажа, но помещения, расположенные конкретно под квартирой,
переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод нежилого помещения
в жилое помещение не допускается, ежели такое помещение не отвечает
установленным требованиям либо отсутствует возможность обеспечить соответствие
такового помещения установленным требованиям, или ежели право принадлежности на
такое помещение обременено правами каких-то лиц. Ежели помещение не
соответствует вышеуказанным требованиям, то это может послужить основанием для
отказа в переводе жилого помещения в нежилой фонд (пп. 3 п.1 ст. 24 ЖК РФ).
Жилищный кодекс закрепляет список документов, которые собственник жилого
помещения либо уполномоченное им лицо должен предоставить в орган,
уполномоченный осуществлять перевод из жилищного фонда в нежилой. Вот тут-то и
начинается самое увлекательное! Из содержания статьи 23 ЖК РФ следует, что для
перевода в нежилой фонд нужно предоставить последующие документы:
·
заявление о
переводе помещения;
·
2)
правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники либо
засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
·
3) план переводимого помещения с его
техническим описанием (в случае, ежели переводимое помещение является жилым,
технический паспорт такового помещения);
·
4) поэтажный
план дома, в каком находится переводимое помещение;
·
5)
приготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и
(либо) перепланировки переводимого помещения (в случае, ежели переустройство и
(либо) перепланировка требуются для обеспечения использования такового
помещения в качестве жилого либо нежилого помещения).
Стоит сказать о том, что данный список является
исчерпывающим, а, следовательно, требовать остальные документы, не считая
указанных в п.2 статьи 23 ЖК РФ, орган, уполномоченный переводить помещения из
жилого фонда в нежилой (орган местного самоуправления) не вправе (п.3 статьи 23
ЖК РФ). На практике часто складывается другая ситуация. К примеру, местные
органы исполнительной власти требуют от владельцев «переводимых» помещений
предоставить согласие на перевод от собственников квартир, примыкающих к
переводимому помещению, либо, того ужаснее, требуют представить согласие всех
собственников, живущих в доме. Не удивительно, что таковой подход навечно
приостанавливает процесс перевода в нежилой фонд либо делает эту функцию невозможной.
Так, согласно ЖК РФ (п.1 статьи 23) и постановлению
Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2005 N 1272, функция перевода помещений
в нежилой фонд перешла к администрациям районов Санкт-Петербурга. Жилищный
кодекс описывает:
что «жилищное
законодательство состоит из реального Кодекса, принятых в согласовании с
реальным Кодексом остальных федеральных законов. А также изданных в
согласовании с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений
Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, принятых законов и других нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов
местного самоуправления» (п.2 статья 5 ЖК РФ). В свою очередь, органы местного самоуправления
могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие
жилищные дела, в пределах собственных возможностей в согласовании с Жилищным
кодексом, иными федеральными законами, другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации (п.7 статья 5 ЖК РФ). Заметьте, в согласовании с
ЖК РФ местные администрации должны принимать нормативно правовые акты! Таким
образом, любые требования чиновников, со ссылкой на местный регламент, будь то
согласование с собственниками либо наличие согласования ГИБДД по организации и
обустройству автостоянки, являются неправомерными. В пт. 8 статьи 5 Жилищного
кодекса предвидено, что «в случае несоответствия норм жилищного законодательства,
содержащихся в федеральных законах и других нормативных правовых актах
Российской Федерации, законах и других нормативных правовых актах субъектов
Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного
самоуправления, положениям Жилищного кодекса используются положения Жилищного
кодекса». Таким образом, при отказе в переводе в нежилой фонд, по основаниям,
не предусмотренным жилищным законодательством, собственник имеет право
обжаловать решение органа местного самоуправления в судебном порядке.
Арбитражной практики в пользу собственников переводимых помещений довольно. Вот
лишь отстаивать свои интересы в судебном порядке, обжалуя решения местных
чиновников, выходит порою долго и дорого. Вопрос времени имеет принципиальное
значение. Ведь определенная часть документации, нужной для утверждения проекта
переустройства и (либо) перепланировки переводимого помещения, имеет
ограниченный срок деяния.
Хотелось бы отметить, что отказать в переводе в
нежилой фонд местные органы исполнительной власти могут лишь в вариантах,
установленных законодательством (п.1 ст. 24 ЖК РФ).
Отказ допускается в случае:
·
непредставления
определенных частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса документов;
·
2) представления документов в ненадлежащий
орган;
·
3) несоблюдения
предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса критериев перевода помещения;
·
4) несоответствия проекта переустройства и
(либо) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения обязано
содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Решение об
отказе в переводе помещения выдается либо направляется заявителю не позже чем
через три рабочих дня со дня принятия такового решения и быть может обжаловано
заявителем в судебном порядке. Перевод в нежилой фонд – процесс, который просит
значимых как денежных, так и временных издержек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий